«Арктика учит любить и ценить жизнь»: Ирина Шадрина дала интервью порталу «Ректор говорит!»
Мурманский арктический государственный университет (МАГУ) — крупнейший вуз за Полярным кругом, единственный российский арктический университет, который расположен непосредственно на территории Арктики.
Такое расположение определяет миссию университета: вуз нацелен на решение приоритетных задач не только Мурманской области, но и всей Арктической зоны России.
Какие это задачи, как организован учебный процесс и научная деятельность в таком вузе? Об этом мы поговорили с ректором МАГУ, доктором педагогических наук, доцентом, почетным работником высшего профессионального образования Шадриной Ириной Михайловной.
В интервью Ирина Шадрина определяет тенденции развития территорий Арктической зоны России и раскрывает нюансы «арктической прошивки» — того самого набора жизненных ценностей, которым обладают люди Севера.
«Арктика сегодня — это не столько экстрим, сколько — драйв, поэтому наших студентов можно назвать „драйверами“: драйверами исследований, драйверами изменений. Рискну предположить, что те выпускники нашего университета, которые уезжают с Севера, а выпускники МАГУ живут и трудятся по всей стране и за рубежом, более предприимчивы и проактивны, они готовы к вызовам этого времени».
От прошлого к современности
«С 1939 года исчисляется история нашего университета. Старейший вуз Заполярья за это время сменил несколько названий: учительский — педагогический — гуманитарный — арктический, при этом всегда оставаясь кузницей кадров для Мурманской области», — рассказывает ректор МАГУ.
По ее словам, за более чем 80 лет университет прошел полный путь формирования современного вуза: от учительского института советской эпохи до современного университета с международными проектами. «А с 2017 года МАГУ входит в группу из 33 опорных университетов России, при этом являясь единственным в Арктической зоне России опорным университетом — с богатой историей, славными традициями и новыми масштабными проектами», — добавляет Ирина Шадрина.
Как отмечает ректор, у вуза крепкие, выстроенные отношения со стейкхолдерами региона и крупными предприятиями горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности, такими как ФосАгро и Норникель, с Мурманским морским торговым портом и другими компаниями. «Это позволяет нам, во-первых, взаимодействовать с работодателями напрямую на этапе настройки образовательных программ под реальные потребности компаний, а во-вторых, готовить специалистов, востребованных на рынке: так, в университете реализуется порядка 140 программ по заказам стейкхолдеров Мурманской области. МАГУ всегда чутко реагирует на запросы бизнеса», — подчеркивает ректор.
Ирина Шадрина также уделяет особое внимание географическому расположению вуза: благодаря близости к странам Северной Европы у МАГУ сложились партнерские отношения с вузами Норвегии и Финляндии, а вся международная деятельность университета имеет ярко выраженную приграничную и арктическую специфику. Однако основная деятельность вуза связана с подготовкой кадров и обучением молодого поколения профессионалов.
«В этой связи повседневная, кропотливая работа связана с формированием интереса не только к освоению знаний, но и к созданию запроса на саморазвитие и мотивацию к профессиональному росту», — считает ректор.
Подготовка кадров для Арктики
«Географическое расположение нашего университета — Арктическая зона РФ — и особые климатические условия позволяют нам говорить о том, что большая часть реализуемых в вузе образовательных программ от уровня СПО до уровня высшего образования обладают арктической спецификой в той или иной степени», — рассказывает Ирина Шадрина.
По ее словам, особую роль в удовлетворении кадровых потребностей Арктической зоны играют специальности, связанные с работой градообразующих предприятий Мурманской области, — это геология, электроэнергетика и электротехника, горное и маркшейдерское дело (отрасль горной науки и техники, изучающая структуру месторождения, форму и размеры тел полезных ископаемых в недрах на основе натурных измерений и последующих геометрических построений — прим. ред.), экология и природопользование.
Однако не стоит забывать о туризме и дизайне, тоже относящихся к движителям экономики. В некотором роде это общемировые тенденции: так, креативные индустрии сегодня вносят существенный вклад в мировую экономику, достигая в развитых странах 5−6%. В России за период с 2017 по 2019 год численность занятых в креативной экономике выросла примерно на 14% и продолжает расти. Эта тенденция актуальна и для Мурманской области: поток туристов вырос в 1,5 раза, что принесло региону более 3 млрд рублей.
«Долгосрочная задача университета в этой нише — заложить метакомпетенции креативного характера для развития социального и экономического потенциала региона, реализовать ключевую роль университета как драйвера образовательного кластера», — уверена ректор.
Кроме того, открыто новое направление обучения в университете — «Лечебное дело». В регионе не хватает врачей первичного звена, и три года назад МАГУ получил лицензию на осуществление образовательной деятельности по этой специальности: «Это достижение университета — наша особая гордость». Лекции по базовым медицинским дисциплинам студентам читает профессорский состав Северного государственного медицинского университета Архангельска и Петрозаводского государственного университета, а практические занятия у студентов проводят врачи-практики — кандидаты и доктора медицинских наук лечебных учреждений Мурманска.
А ещё на базе университета действует объединение студентов-медиков. Оно позволяет студентам реализовывать инициативы в сфере здравоохранения и проводить просвещение жителей региона, главным образом молодежи, по принципу «равный — равному»: «Будущие врачи уже сейчас выходят к школьникам и сверстникам с лекциями по вопросам здоровьесбережения и профилактики так называемых „северных заболеваний“ — характерных для арктических регионов болезней, а также рассказывают, почему надо вести здоровый образ жизни и почему важно соблюдать личную гигиену, особенно в пандемию».
Тенденции в развитии Арктической зоны России
Медицина, туризм и дизайн, геология, электроэнергетика и электротехника, горное и маркшейдерское дело — некоторые из этих сфер традиционно востребованы в арктическом регионе, другие становятся актуальными в наше время. Можно ли в целом попытаться определить, как изменилась потребность в кадрах для арктической зоны за последние 10−15 лет?
По словам ректора МАГУ, с 1990-х годов население Мурманской области сократилось в 3 раза в связи с миграционным оттоком, и уже в 2021 году региону требуется 14 тысяч сотрудников на замену тем, кто уехал из региона или ушел на пенсию, и еще 8 тысяч — на развитие инвестиционных проектов. Далее потребность в кадрах будет только расти, причем в геометрической прогрессии.
Связано это во многом с настоящими и будущими тенденциями в развитии территорий Арктической зоны России. Сейчас это, например, активное развитие отраслей по добыче территориальных ресурсов и увеличение объемов перевозок по Северному морскому пути. В ближайшем будущем будут востребованы такие отрасли, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, транспортировка. Кроме того, увеличение потребности в кадрах будет наблюдаться в сельском и лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве, в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений.
Поэтому уже сейчас университет открывает новые образовательные программы: лечебное дело, логистика, металлургия, автоматизация технологических процессов и производств, химия, креативная экономика, урбанистика и другие. МАГУ обеспечивает практически 49% общего объема подготовки кадров с высшим образованием и 4% — со средним профессиональным образованием в Мурманской области. «Мы являемся единственным поставщиком специалистов с высшим образованием для системы образования, гуманитарной сферы, искусства, культуры и здравоохранения региона. Около 20% выпускников нашего университета разных уровней профессионального образования обеспечивают отрасли инженерного дела, технологий и технических наук в регионе», — рассказывает ректор.
Научно-исследовательская деятельность
«Проведение научных исследований и разработок является неотъемлемой частью деятельности любого университета как в России, так и за рубежом, — отмечает Ирина Шадрина, говоря о значимости не только образовательной, но и научной деятельности вузов. — Отличия заключаются в перечне приоритетных научных направлений и в выборе уровня проводимых исследований, то есть на какую научную повестку они ориентированы: региональную, национальную или международную».
Арктика является стратегической территорией не только для России, но и для многих других стран — Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании, Исландии, Канады и США. Эти страны наравне с Россией входят в Арктический Совет, одной из сфер влияния которого является определение приоритетов в научных исследованиях. «Поэтому научные исследования арктической направленности должны быть ориентированы на мировую научную повестку. А вот уникальность проводимых исследований может определяться региональной спецификой».
В программе развития МАГУ на 2022−2035 годы определены 7 основных научных направлений: мониторинг и сохранение экосистем Арктики, климат и космическая погода, арктическая урбанистика, арктический туризм, цифровые технологии в горном деле, инновационные педагогические технологии и здоровье человека в Арктике.
Какими исследованиями и разработками с арктической спецификой занимаются ученые в вузе? Например, они представили гибридную технологию фитоэкстракции тяжелых металлов из сточных и загрязненных природных водоемов, которая применима в условиях Крайнего Севера и может быть внедрена на горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятиях, работающих в Арктике. Кроме того, исследователи разработали численную глобальную модель верхней атмосферы Земли, которая известна в мировом научном профессиональном сообществе и применима для решения многих фундаментальных и прикладных геофизических задач, включая изучение ионосферных предвестников землетрясений и других гидрометеорологических опасных природных явлений, в том числе происходящих в Арктике. Также в настоящее время разрабатывается многоуровневая модель прогнозирования рисков арктического берегового природопользования.
Как отмечает ректор, ученые вуза активно занимаются и международными проектами. Так, только за 2020 год 50% дохода МАГУ по научно-исследовательской работе составили именно международные проекты и инициативы. «Особенно качественно и результативно выстраивается международное научное сотрудничество с Норвегией и Финляндией благодаря приграничному положению Мурманской области и долгой истории сложившегося взаимодействия», — подчеркивает Ирина Шадрина.
Сейчас МАГУ взял курс на расширение международного сотрудничества с Китаем, Японией, Белоруссией, Киргизией и другими странами.
Студенческая практика и экспедиции
Расширяется не только география партнерских связей вуза — сам вуз предоставляет возможность студентам углубить свои знания об арктическом регионе на практике.
Так, уже долгое время студенты-естественники изучают особенности существования и развития биологических систем Арктики в полярных условиях. Каким образом? Выезжая на практику.
Во время производственной практики, организуемой кафедрой естественных наук МАГУ и Мурманским морским биологическим институтом, студенты, а потом и магистранты принимают участие в полярных морских экспедициях к архипелагу Шпицберген, изучают бактериопланктон, моллюсков и других представителей морской фауны.
Во время летней полевой практики студенты участвуют и в экспедициях. Два года назад в рамках практики студенты отправились на остров Кильдин в Баренцевом море, в экспедицию, организованную совместно с Русским географическим обществом. Рассказывает Ирина Шадрина: «Проект РГО „Колыбельная трескового озера“ позволил студентам приобрести бесценный опыт исследовательской работы, так как на острове Кильдин расположено озеро Могильное — уникальное морское озеро, единственное в своем роде. Морские озера — это малоизученная категория морских систем, поэтому такой опыт для студентов особенно ценен».
Там же, на острове Кильдин, студенты во главе с руководителем научно-исследовательской лаборатории мониторинга и сохранения природных экосистем Арктики МАГУ Марией Меньшаковой обнаружили уникальный цветок — ирис щетинистый (арктический). Статья-отчёт о такой редкой флористической находке была опубликована в международном научном журнале «Фитотакса» («Phytotaxa»).
Чем еще занимаются студенты во время полевой и полярной практики? Студенты-биологи изучают колонии птиц арктических птичьих базаров, крупнейшие колонии моёвок и кайр на северном побережье Кольского полуострова. Студенты-экологи проводят инвентаризацию древесной растительности Мурманска, оценивают влияние воздействия горно-металлургического комбината на морфометрические характеристики хвои ели сибирской. Практиканты берут пробы вод Кольского залива и исследуют их на предмет загрязнения нефтепродуктами, изучают видовое разнообразие морских животных в экстремальных условиях Арктики.
Портрет студента
Вся эта работа проводится студентами МАГУ. Но можно ли попытаться определить, какой он — студент арктического вуза?..
Студенческая пора — это время поиска себя, удовлетворения собственных амбиций, с одной стороны, и определенной беззаботности — с другой. Это время экспериментов и здорового авантюризма. Всё это присуще студентам любого вуза, где бы они ни находились. Но ректор уверена: те, кто выбирают арктический вуз, а по сути — выбирают Север (по крайней мере на время обучения), по-своему одержимы идеей открытий, изучения заполярных, арктических особенностей — от ландшафта до геополитики.
«Говорят, что северяне всегда живо откликаются на проблемы окружающих, так как выживание в экстремальных условиях без помощи и поддержки затруднительно. Я бы не стала сейчас всерьез педалировать эту тему, потому как времена, когда человеку действительно приходилось преодолевать, побеждать Север и выживать во всей его арктической суровости, канули в лету. Так или иначе, здесь, на Севере, люди более остро чувствуют возможность столкнуться с ситуацией, где понадобится помощь и, наверное, поэтому интуитивно ощущают необходимость быть отзывчивее, внимательнее к ближнему, они готовы прийти на помощь по первому зову. Ведь совершенно неизвестно, будешь ли ты дарителем этой помощи или ее получателем», — рассуждает Ирина Шадрина.
Она продолжает: «Сама природа Севера, атмосфера края земли диктуют такое поведение как норму жизни и образ мысли. Это определенная арктическая прошивка, если хотите, набор жизненных ценностей, в основе которого лежат взаимопомощь и взаимовыручка. Эти характеристики, пожалуй, присущи всему северному обществу, вне зависимости от национальной составляющей или же длительности проживания в Арктике. Поэтому и те, кто рожден на Севере, и те, кто приезжает сюда, в Арктику, становятся носителями этих ценностей. Студенты — не исключение!»
Можно ли сказать, что студенты, которые отправляются на Север, едут туда за экстримом и приключениями? Ирина Шадрина так не считает: слишком много другого, ценностного компонента в этом «путешествии» длиной в 4−6 лет обучения: «И все-таки Арктика сегодня — это не столько экстрим, сколько — драйв, поэтому наших студентов можно смело назвать „драйверами“: драйверами исследований, драйверами изменений. Рискну предположить, что те выпускники нашего университета, которые уезжают с Севера, а выпускники МАГУ живут и трудятся по всей стране и за рубежом, более предприимчивы и проактивны, готовы к вызовам этого времени».
По мнению ректора, Арктика становится не только проверкой на прочность: «Арктика учит любить и ценить жизнь, несмотря на трудности и лишения, которые дает Север и суровый климат. Наверное поэтому, северяне — это люди, которые могут выжить практически в любых непростых условиях, сохранив при этом жизнерадостность, оптимизм и дружелюбие. Из Арктики можно уехать, но нельзя расстаться с теми ориентирами, идеалами и смыслами, обретенными на Севере раз и навсегда».