Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Саамская культура стала темой встречи в мурманской библиотеке

  • 5 февраля 2024
  • 327
Саамская культура стала темой встречи в мурманской библиотеке

1 февраля Арктический медиаклуб МАУ побывал на мероприятии, посвящённом саамской культуре. Встреча состоялась в филиале N23 Центральной городской библиотеки, который расположен на Рябиновой аллее.

Знаете ли вы, что означают слова «кисА», «кАбперь», «керёжа», «шамшУра», «кУвакса», «вЕжа», «тУпа»? Что такое петроглифы и что чаще всего изображали саамы? Для чего были предназначены знаменитые лабиринты на Кольском полуострове? Как вообще саамы пришли на Кольскую землю и чем они занимались?

На все эти (и не только эти) вопросы ответила Анастасия Анатольевна Тавказакова, сотрудник Музея истории, культуры и быта кольских саамов села Ловозера.

— Здравствуйте, Анастасия Анатольевна. Многие задаются вопросом, что означают цвета саамского флага?

- Здравствуйте, несложно догадаться, что каждый цвет в саамском флаге связан с природой. Синий — это небо, зелёный — земля, трава. Красный — это огонь, очаг, а жёлтый — это солнце. Саамы проживают в четырёх странах, поэтому цветов тоже четыре. Красный круг означает солнце, синий — луну. Эти символы шаманы очень часто наносили на бубны.

- Как саамы попали на Кольский полуостров?

- Саамы являются реликтовым народом. Существуют различные гипотезы возникновения саамов. Заселение территории началось около 10 тысяч лет назад, саамы осваивали территорию современных Швеции, Финляндии, Норвегии и Кольского полуострова. Впоследствии эта территория была названа Лапландией. Саамов называли «лопью», «лопарями» (изгнанными на край Земли). Само слово «саами» может означать «живущие на краю Земли». Саамы занимались охотой и рыболовством, добывали жемчуг. Очень почитали оленя, который давал людям мясо, одежду, был средством передвижения. Из костей оленя делали детские игрушки (погремушки). Также игрушки делались из гортани птиц и кожи налима.
Есть даже легенда, в которой демонстрируется неразрывная связь человека и оленя.

- Сложно ли учить саамский язык?

- На мой взгляд, сложно. Саамский язык — это язык природы. Он красивый. Его дословно не перевести на русский, потому что он непередаваемо описывает природу. Саамы — люди природы, они едины с природой, и их язык такой же. Если говорить об именах, то в нашем современном обществе мы не называем детей саамскими именами, мы даём им русские имена, которые, однако, тоже можно перевести на саамский. Например, русское имя Андрей по-саамски будет звучать «ВуЭндрей».

- Как на сегодняшний день обстоят дела с сохранением саамской культуры, что для этого делается?

- Конечно, мы понимаем, что время не стоит на месте. Молодёжь уже не живёт в традиционных домах вдали от цивилизации, как было ещё в начале 20 века. Молодёжь хочет уехать, мы понимаем это. Но тем не менее наш язык сохраняется, мы сохраняем наши традиционные ремёсла. Вы можете прийти к нам в музей, мы научим работать с кожей, мехом. Можем научить и плетению из корней деревьев, бисерной вышивке… Мы проводим очень много мероприятий, чтобы не терять связь с нашей культурой. Это и Медвежьи игрища, и Праздник Севера, и летние саамские игры на берегу озера Поповское, и фестиваль саамских ремёсел, и многие другие.

Анастасия Анатольевна рассказала, что в музее Ловозера хранится один из девяти камней с петроглифами, найденных на берегу реки Поной. Саамы изображали сцены охоты, стада оленей. Можно обнаружить сцены рождения детей и оленей. Иногда изображается женщина (как правило, на рисунке женщина определяется наличием живота), которая производит на свет оленёнка. Это в очередной раз подтверждает мысль саамов о своём единстве с оленями.

Всем известные каменные лабиринты чаще всего считают культовым сооружением, где саамы просили хорошей рыбной ловли. Иногда высказываются предположения о том, что лабиринт — это древний календарь саамов. Ещё одна версия состоит в том, что, поскольку сооружения находились на берегу, они могли быть ловушкой для рыбы во время прилива.

Было интересно узнать, что вежа является самым древним саамским жилищем, а на крышу обязательно вешали рога оленя (оберег). Кувакса была самым лёгким и пригодным для кочевого образа жизни жилищем, а в тупе имелся камелёк для поддержания тепла (не русская печь, а что-то вроде открытого камина). Все жилища были небольшими, чтобы легче отапливать.

Зимний головной убор назвался кабперь, мужской имел квадратную форму (4 стороны — 4 стороны света — 4 ветра), а женский был круглым. Шамшуру носили замужние женщины и обязательно покрывали её платком, чтобы скрыть родовые обереги. В сумочке-мешочке кисе хранились принадлежности для вышивания, а керёжей назывались сани в форме лодочки, в которые запрягался один олень… Не перечислить всего того, что удалось узнать.

Встреча оказалась очень интересной и полезной. Хотелось бы, чтобы подобные мероприятия проводились чаще.

Текст Екатерины Козыревой
Фото Арины Пышкиной и Виктрии Бабаян

Больше фото — в альбоме >>

Поделитесь ссылкой