Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Общая информация

Кафедра психологии была организована 1 сентября 1995 года и одновременно является выпускающей и межфакультетской (общеуниверситетской). «Рождение» в День знаний обязывает ко многому, и прежде всего к тому, чтобы в наш информационный век обладать самыми современными знаниями и компетенциями. С чем мы − профессорско-преподавательский состав кафедры − успешно и справляемся!

Создание кафедры психологии в структуре Мурманского государственного педагогического института (МГПИ) было закреплено приказом № 89 от 27 июня 1995 года. Впервые появившаяся в вузе профильная психологическая кафедра начала свою деятельность с 1 сентября того же года. Кафедра психологии была организована путем объединения в один коллектив преподавателей-психологов, работавших на трех кафедрах — Педагогики и психологии (Е.Б. Петрушихина, О.В. Оконешникова, А.Н. Иванов, Л.Е. Назарова и др.), Педагогики начального образования (Г.П. Нуриджанова, Т.Д. Барышева), Дошкольной педагогики и психологии (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Т.В. Тучкова и др.). Кафедра имела статус общеуниверситетской и обеспечивала чтение психологических курсов для всех специальностей вуза того времени.

Кафедра психологии МАГУ имеет богатые научно-исследовательские традиции, заложенные Галиной Анатольевной Урунтаевой, доктором психологических наук, профессором, Заслуженным работником высшей школы Российской Федерации, Почетным работником высшего профессионального образования России, членом корреспондентом Международной Академии энергоинформационных наук, действительным членом Международной Академии педагогических и социальных наук, награжденной медалью К.Д. Ушинского.

С 2006 года заведует кафедрой психологии кандидат педагогических наук, доцент (по кафедре психологии), Почётный работник высшего профессионального образования России, Почетный работник образования Мурманской области Синкевич Ирина Алексеевна, автор более 110 научных публикаций (статей, учебно-методических и учебных пособий, монографий), лауреат конкурса Фонда развития отечественного образования на лучшую научную книгу (2008 г.).

Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 020400 «Психология» началась в нашем вузе с 1997 года в соответствии с Приказом Министерства образования РФ, и кафедра психологии приобрела статус выпускающей.

Подготовка педагогов-психологов также велась в формате дополнительного профессионального образования в учебно-производственном центре (УПЦ) «Психолог» (руководитель — Г.А. Урунтаева) как хозрасчетном подразделении вуза.

С 2000 года специальность была переименована по новому классификатору и называлась 031000 «Педагогика и психология». Как выпускающая в переименованном из МГПИ в Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ), а затем в Мурманский государственный гуманитарный университет (МГГУ), кафедра психологии с 2005 по 2015 годы осуществляла образовательную деятельность по специальности 050706 «Педагогика и психология» (очной и заочной форм обучения).

В связи с переходом на уровневую подготовку кадров в высшей школе кафедра психологии включилась в процесс подготовки бакалавров и магистров психолого-педагогической профессиональной направленности.

С 2011 года осуществляется набор по направлению 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование, профиль (направленность) «Психология образования» (академический бакалавриат, бакалавриат).

С 2012 года начался набор по направлению 050400.68 (44.04.02) Психолого-педагогическое образование, магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности» (магистратура).

Образовательная программа «Психолого-педагогическое образование», реализуемая кафедрой психологии, получила высокую оценку экспертного сообщества и вошла в число лучших в сфере высшего образования страны по результатам общероссийского проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России — 2014». В 2014 году в голосовании в рамках всероссийского конкурса приняли участие свыше четырех тысяч экспертов. Лучшими образовательными программами названы 2800 программ (8%) из 32 000 представленных на конкурс. Всероссийское экспертное голосование проводилось Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации, Гильдией экспертов в сфере профессионального образования, общероссийским журналом «Аккредитация в образовании».

С 2018 года кафедра осуществляет набор на второе направление подготовки по программам бакалавриата — 37.03.01 Психология, профиль (направленность) «Практическая психология» (прикладной бакалавриат). С 2019 года по данному направлению открыта подготовка по заочной форме обучения.

С 2019 года осуществляется набор по новой магистерской программе «Практическая психология в социальной сфере и образовании» в рамках направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (с 2020 года и по заочной форме обучения).

Руководителями магистерских программ кафедры психологии были доктор педагогических наук, профессор Д.Г. Левитес, доктор психологических наук, профессор А.В. Прялухина. С 2019 года подготовку магистров курирует кандидат психологических наук, доцент И.Б. Храпенко.

Кафедра психологии имеет лицензию на образовательную деятельность по подготовке кадров высшей квалификации по направлению 37.06.01 «Психологические науки» (аспирантура). Куратором направления являлась доктор психологических наук, профессор А.В. Прялухина.

Кафедра психологии также осуществляет подготовку психологов по программам дополнительного профессионального образования — «Практический психолог» и «Психолог образования» (программы профессиональной переподготовки). Куратор ДПО — кандидат психологических наук, доцент И.Б. Храпенко.

С 2010 года, в связи с внутренней реорганизацией структуры университета (согласно приказа № 253-об от 29.04.2010), кафедра психологии вошла в состав Психолого-педагогического института Мурманского государственного гуманитарного университета (ныне МАГУ), образованного слиянием Факультета педагогики и психологии (ранее образованного слиянием Факультета педагогики и методики начального образования и Факультета дошкольного воспитания) и Факультета специальной педагогики и психологии. В настоящее время кафедра психологии является структурным подразделением ППИ в составе ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», опорного вуза Мурманской области.

На современном этапе на кафедре психологии работают высококвалифицированные преподаватели, которые имеют базовое высшее психологическое и психолого-педагогическое образование, склонность к научно-исследовательской деятельности и педагогические способности.

Преподаватели кафедры являются представителями разных психологических школ страны — московской, ленинградской (санкт-петербургской), ярославской, мурманской и др., имеют свои предпочтения в различных областях психологической науки и практики.

Преподаватели кафедры входят в состав авторитетных профессиональных общественных организаций — Российского Психологического общества, Федерации психологов образования России, Ассоциации когнитивно-поведенческой терапии, Академии акмеологических наук и др.

В профессиональном плане психологическую поддержку готовы оказать дипломированные психологи-консультанты нашей кафедры, прошедшие также подготовку в области практической психологии. За помощью и психологической и эмоциональной поддержкой к нашим преподавателям часто обращаются и студенты, и коллеги-преподаватели. И никто из них не остался не услышанным.

Посильный вклад в работу по созданию психологической поддержки обучающихся вносят студенты старших курсов — активисты Студенческой психологической службы ППИ МАГУ. Ее первым организатором была старший преподаватель С.М. Тарасова. С 2017 года куратором СПС является кандидат психологических наук, доцент И.Б. Храпенко.

В состав кафедры входили и входят подготовленные и опытные практические психологи образовательных организаций, щедро делящиеся со студентами профессиональными умениями и тонкими психологическими наблюдениями (Т.Н. Тетерина, М.В. Цветкова, М.В. Головина, М.А. Савельева, О.В. Белозерова, А.С. Гетманов, Я.Н. Белявская и др.).

В разное время на кафедре психологии работали: д.пс.н. Урунтаева Г.А., к.пс.н. Афонькина Ю.А., к.пс.н. Петрушихина Е.Б., к.пс.н. Кобзева О.В., к.пс.н. Тузова О.Н., ст.преп. Нуриджанова Г.П., д.п.н. Белошистая А.В., к.п.н. Зубрицкая Е.М., к.п.н. Коган Г.В., к.п.н. Черник В.Э., ст.преп. Юшина Н.В., к.пс.н. Оконешникова О.В., к.пс.н. Двоеглазова М.Ю., Краснова А.Н., к.п.н. Иванов А.Н., к.пс.н. Недосека О.Н., к.п.н. Васюкевич В.В., д.п.н. Левитес Д.Г., д.п.н. Прялухина А.В., ст.преп. Савельева М.А., ст.преп. Тарасова С.М., асс. Белозерова О.В. и другие преподаватели.

Решением Совета МГПУ от 16 июня 2001 года была образована кафедра специальной педагогики и психологии.

В 2001 году Кузьмичева Т.В. назначена на должность и.о. зав. кафедрой СПиП. В 2002 году избрана по конкурсу на Ученом совете МГПУ на должность заведующего кафедрой.

На основании решения Ученого Совета МГПУ (протокол № 10 от 16 апреля 2010 г.) кафедра специальной педагогики и психологии переименована в кафедру специальной психологии и логопедии и включена в состав Психолого-педагогического института.

Приказом ректора № 107-об от 20.03.2012 г. «О структуре ФГБОУ ВПО «МГГУ» кафедра специальной психологии и логопедии переименована в кафедру специальной педагогики и специальной психологии.

С 2013 года на должность заведующего кафедрой назначена кандидат психологических наук, доцент Афонькина Юлия Александровна.

Цель кафедры

Цель кафедры СПиСП — подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов по профилю работы кафедры. Деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры основывается на следующих нормативных актах федерального и регионального уровней:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании»;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 301;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295м;
  • Нацпроект «Образование» (паспорт проекта утвержден 24 декабря 2018 г.);
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки бакалавриата и магистратуры Специальное (дефектологическое) образование;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
  • Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 г. № АК-44/05вн);
  • Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2013г. № 768-пп/20;
  • Государственная программа Мурманской области «Развитие образования» на период 2014-2020 г.г. (утверждена постановлением Правительства Мурманской области от30.09.2013 No568-ПП(вред. от06.03.2014 No110-ПП,от21.05.2014 No260-ПП,от 11.08.2014 No 417-ПП);
  • Стратегия развития ФГБОУ ВО «МАГУ» на 2015-2020 г.г.;
  • Программа развития Мурманского арктического государственного университета на 2017-2021 годы;
  • Устав ФГБОУ ВО «МАГУ» (приказ Минобрнауки России от 16.11.2018 № 969);
  • Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО «МАГУ» (утверждено приказом № 845-об от 28.09.17 г.);
  • Положение об организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры выпускников ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет (принято на заседании ученого совета Университета МАГУ от 20 июня 2018 г.);
  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры (принято на заседании ученого совета Университета от 30.01.2019 г.);
  • Положение о выпускной квалификационной работе в ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» (принято на заседании ученого совета Университета от 30.01.2018 г.);
  • Положение о кафедре ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» (принято на заседании ученого совета МАГУ протокол № 8 от 23.03.2016 г.);
  • Программа развития психолого-педагогического института ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» на 2016—2021 годы.

Основные направления кафедры

Деятельность кафедры специальной педагогики и специальной психологии направлена на решение следующих задач:

  1. Реализация уровневой системы подготовки педагогических кадров по профилю кафедры (в соответствии с ФГОС ВО), а именно:

    • разработка новых ОПОП по направлению подготовки бакалавриата и магистратуры;
    • совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки по программам бакалавриата, магистратуры.
  2. Обеспечение высокого качества результатов деятельности кафедры с целью подготовки конкурентоспособного выпускника, что предполагает:

    • стратегическое и тактическое планирование деятельности кафедры;
    • мониторинг результатов деятельности кафедры;
    • обеспечение систематического контроля реализации ОПОП;
    • создание условий для систематического повышения квалификации НПР кафедры;
    • создание условий для реализации индивидуальных, личностно-ориентированных образовательных маршрутов студентов;
    • привлечение работодателей к эффективному взаимодействию на разных этапах подготовки педагогических кадров по профилю кафедры;
    • привлечение практических работников системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения к реализации образовательных программ,
    • внедрения инновационных технологий, в том числе, интерактивных, в процесс реализации ОПОП.
  3. Обеспечение интеграции науки и образования, единства между образовательной и научно-исследовательской деятельностью на основе развития:

    • различных форм участия преподавателей и студентов в научно-исследовательской работе и инновационной деятельности на базе образовательных организаций, организаций социальной защиты населения по направлению деятельности кафедры;
    • развитие деятельности методической школы кафедры.
  4. Оптимизация деятельности кафедры на основе:

    • развития взаимодействия с региональными министерствами: Министерством социального развития Мурманской области, Министерством образования Мурманской области, Министерством здравоохранения Мурманской области в рамках разработки региональных нормативно-правовых документах, партнерского участия в инновационной деятельности на региональных пилотных площадках, в экспертных советах, экспертизе программно-методических материалов педагогов, в научно-практических мероприятиях педагогической направленности;
    • мониторинга рынка труда и запросов работодателей;
    • содействия в организации целевого приема;
    • индивидуализации образовательных траекторий целевиков;
    • совершенствования учебных планов и ОПОП с учетом приоритетов и задач развития образования в регионе, а также запросов работодателей.
  5. Создание единого цикла абитуриент- студент-выпускник-молодой педагог по направлению деятельности кафедры на основе:

    • .совершенствования профориентационной работы на разных этапах профессионализации;
    • вовлечения школьников в мероприятия кафедры научно-исследовательской и социально-воспитательной направленности;
    • содействия трудоустройству выпускников;
    • сопровождения выпускника на этапе адаптации в профессиональном сообществе.
  6. Развитие научно-исследовательской деятельности кафедры, а именно:

    • активизация грантовой деятельности;
    • создание и развитие деятельности СНО и студенческих научных лабораторий;
    • создания условий для повышения уровня научных достижений студентов;
    • развитие профессиональной мобильности преподавателей и студентов;
    • создание условий для участия преподавателей в международных исследовательских проектах.
  7. Оптимизация управления кафедрой, предполагающая управление персоналом; управление деятельностью; управление изменениями, предполагающая:

    • стратегическое планирование;
    • развитие материально-технической базы;
    • мониторинг и самомониторинг условий, процесса и результата деятельности.

В настоящее время ведется обучение студентов по направлениям подготовки

  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профили Логопедия, квалификация «Бакалавр» (заочная форма обучения)
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия (начальное образование детей с нарушениями речи), квалификация «Бакалавр» (очная форма обучения)
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Специальное (дефектологическое) образование (очная форма обучения)
  • 44.03.05 «Педагогическое образование», направленность (профили) «Начальное образование. Тьюторство», квалификация «Бакалавр» (очная форма обучения, совместно с кафедрой педагогики)
  • 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование. Дополнительное образование (инклюзивное образование)» (совместно с кафедрой педагогики)
  • 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР», квалификация «Магистр» (очная форма обучения)

В состав кафедры специальной педагогики и специальной психологии входит

  1. Методическая школа

    При кафедре действует методическая школа «Теория и методическое сопровождение специального, инклюзивного образования с учетом особенностей региона». Руководителем школы является кандидат психологических наук, доцент Афонькина Юлия Александровна.

Участие преподавателей Психолого-педагогического института в общественной деятельности

Афонькина Юлия Александровна

  1. Председатель общественного совета при Министерстве социального развития Мурманской области
  2. Член координационного совета по развитию ранней помощи в Мурманской области
  3. Главный внештатный педагог-психолог Мурманской области
  4. Эксперт программы «Равенство возможностей» (Рыбаков Фонд, НФПК)
  5. Член экспертно-наблюдательного совета по реализации пилотного проекта «Доступный Север» при Министерстве труда и социального развития Мурманской области

Гущина Анна Владимировна

  1. Член общественного совета при Министерстве образования и науки Мурманской области

Кобзева Ольга Владимировна

  1. Член общественного совета при Министерстве здравоохранения Мурманской области
  2. Член экспертного совета Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» при Министерстве Образования и науки Российской Федерации

Кузьмичева Татьяна Викторовна

  1. Член совета по инновационной деятельности в системе образования Мурманской области
  2. Член рабочей группы по оценке эффективности деятельности ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданных на базе образовательных организаций высшего образования
  3. Член коллегии при Министерстве образования и науки Мурманской области

Обновлено 15.09.2021