Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

МАУ — участник III Международной Ассамблеи РАО

  • 20 апреля 2024
  • 236
МАУ — участник III Международной Ассамблеи РАО

Мурманский арктический университет принял участие в III Международной Ассамблее РАО. Мероприятие объединило ведущих ученых и руководителей вузов, представителей авторских коллективов, специалистов системы образования, педагогов-практиков, психологов, дефектологов.

Российская академия образования в рамках комплекса мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации, с 16 по 19 апреля 2024 года проводила III Международную Ассамблею РАО «Образование и семья — единство ценностей». Именно в семье глубоко укоренены история, культура и менталитет российского народа, составляющие прочный фундамент сохранения и укрепления преемственности поколений, воспитания у детей уважительного отношения к родителям и заботы о старших, формирования гражданской идентичности и любви к Родине, гордости за национальное достояние и духовно-нравственные устои своего народа.

В работе Ассамблеи принимали участие специалисты органов управления образованием, руководители образовательных организаций, педагоги, заинтересованные в развитии всесторонних отношений с научным сообществом,при участии ведущих ученых РАО, университетов России, предметных ассоциаций учителей и педагогов, общественных организаций.

18 апреля на базе МАУ впервые была организована дискуссионная площадка в рамках сотрудничества ФГАОУ ВО «МАУ» и Российской академии образования, в целях реализации программы Ассамблеи РНЦ и НЦ РАО «Партнерская сеть — в помощь учителю». Работа данной площадки сопряжена была сопряжена с целью деятельности Мурманского арктического научного центра Российской академии образования по интеграции научного потенциала РАО и ФГАОУ ВО «МАУ» в реализации совместных фундаментальных и поисковых научных исследований в сфере педагогики, психологии и других наук об образовании и в инновационных проектах в соответствии с уставными задачами РАО и ФГАОУ ВО «МАУ».

В заседании дискуссионной площадки«Современные подходы и практики взаимодействия семьи и школы: трудности и возможности их преодоления»приняли участие 25 человек, из них 20 человек в очном формате и 5человек подключились к онлайн трансляции.

Согласно утвержденной программе были заслушаны 5 докладов.

1. Левитес Дмитрий Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики института педагогики и психологии, Заслуженный учитель Российской Федерации, сотрудник Мурманского арктического научного центра Российской академии образования (МАНЦ РАО)представил доклад на тему: «Кризис современной семьи и подходы к построению ее взаимодействия со школой».

Дмитрий Григорьевич указал на одну из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества — разрушение традиционных устоев семьи. Кризис выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к семейным ценностям. Этот кризис связан с резким изменением социального фона, в котором семья вынуждена существовать.Как показывает практика, в последние годы возрастает количество семей, в которых отрицаются традиционные представления о функциях семьи, а затягивающийся процесс взросления и становления личности приводит к появлению целых сообществ людей, убежденных в бесполезности создания узаконенных отношений, рождения детей. Все чаще можно встретить сознательное и самодостаточное одиночество, когда человек вообще не ставит себе целью создание семьи и близких отношений. Наличие детей больше не является веской причиной, чтобы сохранять семью.Обозначенные проблемы требуют комплексного подхода к их решению.

2. Афонькина Юлия Александровна,доктор социологических наук, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и коррекционной педагогики института педагогики и психологии, сотрудник Мурманского арктического научного центра Российской академии образования (МАНЦ РАО), выступила с докладом на тему: «Современная семья ребенка с инвалидностью в Арктике: как измерить и обогатить инклюзивный потенциал».

В докладе Юлии Александровны были рассмотрены теоретические и эмпирические ракурсы проблем семьи ребенка с инвалидностью, проживающей в Арктической зоне РФ, с точки зрения ее инклюзивного потенциала. Докладчиком выделены специфические влияния условий территории проживания на включение семьи ребенка с инвалидностью в социум и оказание ей адресной психолого-педагогической помощи.

На основе авторской концептуализации инклюзивного потенциала, предпринятого ранее в диссертационном исследовании (Афонькина Ю. А. Инклюзивный ландшафт социальных сред современного российского общества в контексте независимой жизни людей с инвалидностью. Дисс. … докт. социол. наук: 5.4.4 — социальная структура,социальные институты и процессы) — Мурманск, 2022. — 547 с.), участникам дискуссионной площадки представлены критерии оценки и направления развития данного потенциала в отношении семьи как среды первичной инклюзии ребенка с инвалидностью.

3. Пунанцев Артем Алексеевич, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики института педагогики и психологии, сотрудник Мурманского арктического научного центра Российской академии образования (МАНЦ РАО), представил доклад на тему: «Доступность качественного образования в российской Арктике: позиция родителей школьников».

Артем Алексеевич отметил, что к актуальным тенденциям развития отечественной системы образования относятся увеличение числа субъектов образовательной политики и повышение их роли в управлении образовательной деятельностью на разных уровнях. В представленном на площадке исследовании была изучена позиция родителей школьников арктических территорий России относительно выбора ими одной из двух существующих в теории стратегий равенства образовательных возможностей. Как показали результаты опроса, большинство родителей предпочитают «жесткую» стратегию — они считают, что:

· обеспечить доступность качественного образования невозможно лишь силами самой системы образования — это должно быть частью комплексной социальной политики;

· примерно равное качество образования должно обеспечиваться во всех образовательных организациях данного уровня подготовки в пределах одной территориальной единицы (город/село, регион и т. п.);

· неравенству в образовании необходимо противодействовать, т.к. оно представляет опасность для общества;

· равенство условий поступления в данную образовательную организацию, компонентов образовательного процесса и его результатов позволяет считать образование доступным для разных групп обучающихся.

4. Тузова Ольга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики института педагогики и психологии, руководитель Студенческой психологической службой МАУ, выступила с докладом на тему: «Интегративная модель психолого-педагогического сопровождения опекунских семей».

В докладе Ольги Николаевны был представлен опыт работы с семьями, осуществляющими кровную опеку, предложена теоретическая модель сопровождения, которая призвана объединить усилия всех ведомств, организовать и скоординировать деятельность организаций, работающих с опекунами для эффективной помощи семье и детям. В качестве перспективы дальнейшего исследования было указано на необходимость выделения критериев успешного завершения опеки и попечительства, описание типологических характеристик опекунских семей по критериям успешности завершения опеки, установления видов оказания психолого-педагогической помощи в зависимости от типа опекунской семьи.

5. Саламатина Татьяна Борисовна, представитель автономной некоммерческой организации поддержки детей с аутизмом «Парус доверия» (АНОП ДА), магистрант направления 44.04.03 Специальное дефектологическое образование, направленность (профиль) Образование лиц с интеллектуальными нарушениями, озвучила доклад на тему «Формирование осознанного родительства в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра».

В докладе Татьяны Борисовны были раскрыты результаты теоретико-эмпирического исследования образовательных запросов матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Т. Б. Саламатина представила разработанная на основе полученных диагностических данных модель психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей с РАС, а также авторский инструмент реализации данной модели — педагогическая игра «Пойми меня», созданная с учетом типичных для матерей воспитательных трудностей (научный руководитель — Ю.А. Афонькина).

Формат дискуссии заинтересовал представителей университетского сообщества Мурманской области: преподавателей, студентов, педагогов, психологов образовательных организаций региона, специалистов в сфере коррекционной педагогики, специальной психологии.Профессиональным сообществом обсуждался ряд вопросов, касающихся тенденций развития образования детей с ОВЗ в соответствии с теми изменениями, которые на сегодняшний день внесены в ФГОС.


Поделитесь ссылкой