Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Общая информация

Кафедра педагогики была образована в 1945 году как общеинститутская кафедра Мурманского учительского института (Приказ МП № 92 от 20.09.1945 г.).

В 1958 году реорганизована в кафедру педагогики и психологии (Приказ МП № 613 от 09.06.1958 г.).

В 1995 году была переименована в кафедру общей педагогики (Приказ № 89 от 27.06.1995 г.).

В 2000 году кафедра переименована в кафедру педагогики (Приказ № 324 от 22.09.2000 г.).

С 1 сентября 2010 года в связи с изменением структуры вуза кафедра получила название «кафедра общей и специальной педагогики» (Приказ № 253-об от 29.04.2010 г.).

С 1 сентября 2012 года кафедра вновь стала называться — кафедра педагогики, вобрав в себя преподавателей различных существовавших на тот момент педагогических кафедр.

На протяжении всех лет существования кафедры она играет ведущую роль в формировании личности педагога — воспитателя детского сада, учителя начальной школы, учителя-предметника основной и средней школы, ведёт кропотливую работу по подготовке кадров высшей квалификации.

Кафедра участвует в реализации образовательных программ по различным направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Кафедра является выпускающей по направлениям подготовки:

Бакалавриат:

  • 44.03.01 Педагогическое образование. Дошкольное образование
  • 44.03.01 Педагогическое образование. Начальное образование
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Дошкольное образование. Дополнительное образование (Английский язык)
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Начальное образование. Раннее обучение иностранным языкам.
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Начальное образование. Тьюторство

Магистратура:

  • 44.04.01 Педагогическое образование. Магистерская программа «Менеджмент в образовании»

Аспирантура:

  • 5.8 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) направленность подготовки: 5.8.1 - Общая педагогика, история педагогики и образования
  • 5.8. Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) направленность подготовки: 5.8.2 - Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровень начального образования)

На современном этапе на кафедре педагогики работают высококвалифицированные преподаватели, имеющие базовое высшее педагогическое образование, склонность к научно-исследовательской деятельности и педагогические способности.

В разное время на кафедре работали:

Авдеев Алексей Петрович (род. в 1940 г.). В 1968 г. окончил инженерно-педагогический факультет Волгоградского государственного педагогического института. С 1971 в МГПУ: ассистент, старший преподаватель, доцент, проректор по учебной работе (1984—2001), проректор по развитию профессионально-педагогического образования (2001—2006). Кандидат педагогических наук, доцент. Вёл дисциплины педагогического блока: введение в педагогическую деятельность, педагогика, дидактика, педагогика семейных отношений и др. Внес значительный вклад в развитие института, преобразование его в университет, открытие широкого спектра специальностей и профилей подготовки. Автор более 70 научных и научно-методических работ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Являлся президент Ассоциации городов-побратимов Мурманска и Джексонвилла. Награжден памятной медалью «Города-побратимы» Всемирной федерации породненных городов за укрепление дружеских связей между городами Мурманском и Джексонвиллом, Почетными грамотами Министерства просвещения СССР и РСФСР.
Алябьева Нина Владимировна. В 1968 году окончила Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры в Москве по специальности «Физическая культура и спорт». В 1989 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина по теме «Самовоспитание студентов педагогических вузов средствами физической культуры». В 1992 году было присвоено ученое звание доцента. Алябьева Н.В. вела дисциплины «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», «Здоровьесберегающие технологии ФК в ДОУ», «Здоровьесберегающие технологии ФК в образовании», а также курсы по выбору «Валеология», «Подготовка ребенка к школе», «Педагогическая валеология», «Основы закаливания юных северян». Подготовлено и выпущено 20 учебных и методических пособий. В их числе учебник «Теория и методика физического воспитания и спорта». «Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника».
Белошистая Анна Витальевна. Окончила МГПИ в 1976 году по специальности математика. Специалист в области математического образования и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. В 2004 году защитила докторскую диссертацию «Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования». Подробнее
Богаевская Ольга Николаевна. В 1982 году окончила МГПИ. Специалист в области начального образования. В 2002 г. защитила диссертацию «Проблемная организация формирования учебной деятельности младших школьников как условие реализации развивающей функции обучения». Вела курсы по различным аспектам начального образования. Руководила студенческим исследовательским бюро.
Бросалина Галина Николаевна (1944—2000). Окончила Крымский пединститут (1966). После защиты в ЛГПИ имени А.И. Герцена кандидатской диссертации «Формирование нравственно-ценных взаимоотношений учащихся в классе в условиях дифференцированного обучения», выполненной под руководством доктора педагогических наук, профессора Зинаиды Ивановны Васильевой, приехала в 1973 году на работу в Мурманский государственный педагогический институт. Здесь состоялась как профессионал. В памяти многих поколений студентов её лекции и семинарские занятия, отличавшиеся высокой степенью мотивации мыслительной деятельности студентов, глубиной понимания сущности педагогических явлений, ясностью изложения материала. Несколько раз Галина Николаевна избиралась депутатом Мурманского городского Совета, была Отличником народного просвещения.
Васюкевич Валентина Валентиновна. В 1993 году окончила МГПИ по специальности «Дошкольная педагогика и психология». В МАГУ работала с 2001 по 2019 г. Кандидат педагогических наук, доцент. Преподавала дисциплины: Моделирование образовательных программ, Духовно-нравственное развитие личности, Теория и технология экологического воспитания детей, Методология и методы психолого-педагогических исследований, Технологии в дошкольном образовании, Проектирование образовательного процесса, Метод портфолио в образовании, Технология создания портфолио.
Голуб Борис Алексеевич (1937−1999) – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Естествознания. Отличник народного просвещения. Научно-педагогической деятельностью начал заниматься с момента поступления в аспирантуру при Ростовском-на-Дону пединституте (1963-1966 гг.). Защитил кандидатскую диссертацию в 1967 г. До 1977 г. работал в Хабаровском педагогическом институте на кафедре педагогики (старшим преподавателем, доцентом), избирался деканом художественно-графического факультета. С 1977 по 1987 гг. заведовал кафедрой педагогики и психологии в Мурманском государственном педагогическом институте. С 1988 г. в течение двух лет работал старшим научным сотрудником при кафедре педагогики. В 1991 г. защитил докторскую диссертацию в НИИ Трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР в г. Москва. Работал деканом факультета повышения квалификации руководителей образования и являлся членом научно-методического совета по проблемам повышения квалификации при ЛГПУ им. А.И. Герцена. В 1996 г. был вновь избран зав. кафедрой общей педагогики. Приложил немало усилий для открытия в Мурманском государственном педагогическом институте диссертационного Совета по защите кандидатских диссертаций по общей педагогике (13.00.01). Был первым его председателем, содействуя научному становлению многих преподавателей. 
Гоман Евгений Владимирович. В 2001 г. окончил Мурманский государственный педагогический институт по специальности «Филология» — Учитель английского и французского языков — 2001 г., диплом с отличием. 2001—2004 гг. — аспирант кафедры педагогики Мурманского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: Формирование чувства малой родины посредством включения молодежи в проектную деятельность; влияние театральной педагогики на развитие личности; досуг как ресурс формирования личности. Преподавал теорию и практику школьной театральной педагогики. Автор публикаций по вопросам формирования чувства малой родины посредством включения молодежи в проектную деятельность.
Дранишников Вячеслав Васильевич (р.1940). Доктор педагогических наук. Окончил историко-филологический факультет МГПИ (1966). Учитель истории и обществоведения, завуч средней школы № 10 г. Мурманска (1966−1978). В МГПУ с 1978 г. Профессор кафедры педагогики до января 2018 года. Научные интересы достаточно широки, имеют практическую направленность, связанную с проблемами оптимизации учебно-воспитательного процесса средствами истории как школьного предмета. Автор почти 120 научных и методических работ, в т.ч. монографий «Гражданское воспитание школьников» (Мурманск, 2000), «Очерки истории народного образования Кольского края» (в соавторстве, Мурманск, 2001), «Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников» (М., 2002), «Педагогические возможности национально-регионального компонента содержания образования в формировании гражданственности школьников» (2003), учебных пособий по истории родного края для учащихся начальных классов средней школы. Является членом-корреспондентом Академии педагогических и социальных наук, Заслуженный учитель школы РФ. Награжден знаком «Отличник народного просвещения», Почетными грамотами Министерства просвещения СССР и РСФСР, высшей наградой СНГ «Поиск» — юбилейным крестом «За мужеством и любовь к Отечеству. В честь 100-летия со дня рождения маршала Г.К. Жукова». Основатель музея МАГУ. Подробнее
Ендальцев Василий Семенович (1923-1993). Участник Великой Отечественной войны. Воевал на Северо-Западном фронте с сентября 1942 года по март 1943 года. Был тяжело ранен. Окончил Марийский пединститут (1949). При Институте теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР выполнил и в 1952 году защитил кандидатскую диссертацию «Советская школа Марийской АССР с 1917 по 1950 гг.» Кандидат педагогических наук. В МГПИ с 1957 по 1968 гг. Доцент, зав. кафедрой педагогики (1957−1958; 1961). В 1972 году переехал с семьей в город Измаил, где и трудился всю свою жизнь, обучая будущих педагогов в педагогическом институте.
Ермолаева Наталья Юрьевна. В 1999 году с отличием окончила Мурманский государственный педагогический институт по специальности «филология». Квалификация: учитель русского языка и литературы. Кандидат педагогических наук. В МГПИ-МАГУ с 2001 по 2018 г.: ассистент, старший преподаватель, доцент. Сфера научных интересов: Аксиологические основания и дидактические условия педагогики ненасилия, история отечественного образования, коммуникативная культура педагога, теория и практика обучения русскому языку как иностранному. Преподавала дисциплины: Психология и педагогика, Педагогика, Психолого-педагогическая диагностика, Педагогическое мастерство, Практикум по русскому правописанию и др. Осуществляла руководство выполнением курсовыми и выпускными квалификационными работами.
Жаданов Борис Николаевич (1915−1961). Окончил Московский пединститут им. К. Либкнехта (1938). В 1958 году при Институте теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР выполнил и в 1958 году защитил кандидатскую диссертацию «Педагогическая деятельность И. Н. Ульянова и воспитание детей в его семье». В МГПИ с 1958 по 1961 гг. Зав. кафедрой педагогики (1958−1961).
Зимина Ангелина Николаевна (1927—2009). Доктор пед. наук (1997). Ветеран Великой Отечественной войны. Окончила Московский пединститут им. В.И. Ленина (1960), преподавала в этом институте. В МГПУ с 2002 г. Профессор кафедры педагогики. Сфера научных интересов — музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, эстетическое воспитание, творческое развитие подрастающего поколения, теория обучения. Автор более 130 работ научного и методического характера, пособий, программ для вузов, монографий, учебников. Являлась член-корреспондентом Международной Академии наук педагогического образования (МАНПО). Награждена медалью им. К.Д. Ушинского, медалями: «Ветеран труда», «За доблестный труд в годы ВОВ», «50 лет Победы в ВОВ 1941−1945 гг.», нагрудным знаком «Почетный работник высшей школы», почетным знаком «За активную работу» (за просветительскую работу в области образования), почетными грамотами.
Зубрицкая Елена Михайловна. В 1991 году окончила Мурманский государственный педагогический институт по специальности учитель начальных классов. В МАГУ работала с 1996 г. Кандидат педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов: Проблемы первичной профилактики подростковой и молодежной наркомании; проблемы психолого-педагогической диагностики развития личности, психология управления, арт-терапия (психологический театр) как средство развития личности педагога, проблемы содержания образования в истории педагогики и образования, организация среднего профессионального образования. В настоящее время трудится в министерстве образования и науки Мурманской области.
Игнатенко Марина Валентиновна. В 1993 г. окончила Мурманский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения». Кандидат педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов: развитие орфографической зоркости младших школьников, педагогические технологии, особенности организации сервисной деятельности в Арктической зоне и профессиональной подготовки кадров для индустрии сервиса и гостеприимства.
Иванов Андрей Николаевич (1964-2017). Окончил Мурманский государственный педагогический институт по специальности «учитель истории и английского языка» (1986). Работал в средней школе, во Всероссийском пионерском лагере «Орлёнок». Закончил спецфакультет по подготовке практических психологов в Московском государственном педагогическом институте (1990). В 1992 году работал в США в детском лагере для детей, испытывающих трудности в социальной адаптации. Был приглашен на работу на кафедру педагогики и психологии. Защитил диссертацию по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» (2007). Возглавлял Мурманское областное отделение Общероссийской общественной организации «Союз российских писателей»
Игнатович Инна Игоревна. В 1992 окончила МГПИ. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию «Роль информационных представлений в развитии умственной активности у детей 6—7 лет». Читала лекционные курсы : «Теория и методика экологического образования детей», «Основы педагогического мастерства», «Педагогика среднего профессионального образования», курс по выбору «Семейная педагогика» и др. Автор научных и учебно-методических публикаций.
Коган Галина Валерьевна (р. 1967). Окончила МГПИ. В МГПУ с 2000 г. Под руководством доктора педагогических наук, профессора А.Н. Зиминой выполнила и в 2004 году защитила кандидатскую диссертацию «Формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов при изучении курса педагогики».
Колесник Любовь Семеновна (р. 1925). Канд. пед. наук (1968). В МГПИ с 1969 по 1978 гг. Ст. преподаватель, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии (1970−1973; 1975−1978), проректор по учебной и научной работе (1973−1975). Отличник народного просвещения.
Лебедева Мария Николаевна (р. 1919). Окончила Марийский пединститут (1948). В 1954 г. при Институте теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР защитила кандидатскую диссертацию «Преемственность в содержании и методах обучения в IV и V классах». В МГПИ с 1959 по 1969 гг. Ст. преподаватель, зав. кафедрой методики начального образования (1962−1965), зав.кафедрой педагогики (1965−1967). Избиралась депутатом Мурманского областного Совета депутатов трудящихся, являлась членом президиума областного Совета Педагогического общества. Отличник народного просвещения.
Манухин Виталий Прохорович. Канд. пед. наук. Окончил Ленинградский государственный педагогический институт им. Герцена. В МГПИ с 1980 г. Имеет более 70 научных и методических работ по вопросам управления образованием, воспитательной работы с учащимися. Награжден медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд. В ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, значками «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР». Заслуженный учитель школы РСФСР. Подробнее
Маркова Людмила Александровна. В 1979 году окончила Мурманский государственный педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы; в 1996 г. окончила Мурманский государственный педагогический институт по специальности логопедия. Кандидат педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов: информатизация образования, воспитание и развитие личности, духовно-нравственное воспитание детей и подростков. Работала на кафедре педагогики в 2015-2018 гг. Преподаваемые дисциплины: Образовательные программы для детей дошкольного возраста, Нормативные основы системы образования, Нормативно-правовое обеспечение образования, Подготовка ребенка к школе, Теория обучения и воспитания, Подготовка ребенка к школе, Технологии в дошкольном образовании, Практикум по русскому правописанию, Методология и методы психолого-педагогических исследований. Автор более 80 научных статей, 3-х монографий.
Оконешникова Ольга Викторовна поступила на работу на кафедру педагогики и психологии в 1988 году. Подробнее
Орлова Светлана Геннадьевна. Окончила Томский государственный педагогический институт. В МГПИ с 1971 г. Начальник отдела организации производственной практики студентов МГПУ. Доцент кафедры педагогики. Имеет методические работы по подготовке и организации летнего отдыха детей, проведению педагогической практики студентов.
Пастушкова Марина Анатольевна. В 1995 г. окончила Мурманский государственный педагогический институт, специальность «Педагогика и психология (дошкольная) с дополнительной специальностью иностранный язык (английский)». Выполнила под руководством профессора А.Н. Зиминой и в 2009 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности» в Московском государственном педагогическом университете. В 2014 – 2017 гг. доцент кафедры педагогики.
Петрушихина Елена Борисовна (р. 1961). Окончила МГУ (1983). В МГПУ с 1990 г. В 1991 г. защитила кандидатскую диссертацию «Рефлексия педагога в общении со старшеклассниками как фактор эффективности руководства ученическим коллективом». Стояла у истоков открытия специальностей с психологическим профилем (Физика и психология). Доцент, зав. кафедрой управлением образованием (с 1992 г.). Сфера научных интересов — социальная психология; психология управления; тендерная психология. В настоящее время трудится в РГГУ. 
Рычкова Наталья Александровна (р. 1955). Окончила Московский пединститут им. В.И. Ленина (1977). В МГПУ с 1991 г. В 2001—2016 гг. профессор, зав. кафедрой педагогики. В 2002 г. в Петрозаводске защитила докторскую диссертацию на тему «Педагогические условия профилактики дезадаптивного поведения у детей и подростков». Сфера научных интересов — педагогика, психология, коррекционная педагогика. Имеет работы научного и методического характера, монографии. Является членом-корреспондентом Международной Академии наук педагогического образования (МАНПО). Награждена нагрудным знаком «Почетный работник образования России», Почетными грамотами вуза.
Саврасова Анна Николаевна (р. 1973). Окончила МГПИ в 1995 г. В МГПУ с 1995 г. Выполнила диссертационное исследование «Формирование опыта профессиональной деятельности будущих учителей в процессе педагогической практики», которое защитила в РГПУ имени А.И. Герцена. Сфера научных интересов - электронное обучение, оценка образовательных результатов, педагогика межнационального общения.
Садовская Галина Борисовна (1925−2001). Легенда мурманской педагогики, любимый преподаватель многих поколений студентов Мурманского педагогического института. Сподвижник М.А. Погодина. Окончила Куйбышевский пединститут (1947). В МУИ с 1951 по 1955 гг. В МГПИ с 1958 по 2001 гг. Ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии. Председатель секции эстетического воспитания Мурманского обл. педагогического общества России, член методического совета обл. организации общества «Знание». Автор более 20 методических пособий. Награждена знаками «Отличник народного просвещения», «За активную работу в Педагогическом обществе РСФСР», грамотами Министерства просвещения РСФСР и Центрального педагогического общества.
Седина Анна Ивановна (1912−1981). Окончила Ростовский-на-Дону педа­гогический институт (1934). В МГПИ с 1947 по 1968 гг. Ст. преподаватель, зав. кафедрой педагогики (1951−1956). Депутат городского и районного Советов депутатов трудящихся. Отличник народного просвещения.
Сивков Евгений Петрович (р. 1947). Канд. пед. наук (1987). Окончил Ленинградский институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (1969). В МГПУ с 1977 г. Сфера научных интересов — физическое развитие, физическая подготовленность, состояние здоровья учащейся молодежи. Автор более 40 научных работ. Ряд научных проектов осуществлял на средства грантов Российского фонда фундаментальных исследований.
Смага Анна Александровна (р. 1960). Канд. пед. наук (1992). Окончила МГПИ (1987). В МГПУ с 1987 г. В 1992 году в Москве защитила кандидатскую диссертацию по теме «Особенности понимания смысловой стороны слова детьми пятого года жизни». Специалист в области дошкольного образования. Доцент, зав. кафедрой эстетического воспитания (1992−1995), зав. кафедрой дошкольной педагогики (1995−1996), декан факультета дошкольного воспитания (с 1996 по 2008 г.). Заведовала кафедрой социальной педагогики, дошкольного и начального образования, которая затем вошла в состав кафедры педагогики. Автор многочисленных научных, учебно-методических работ, в т.ч. учебного пособия «Придумай слово» (М., 1996).
Храпченков Георгий Матвеевич (р. 1929). Канд. пед. наук (1964). Окончил Алма-Атинский гос. университет (1963). Преподаватель в школах и вузах Казахстана (1953−1967). В МГПИ с 1967 по 1970 гг. Доцент, зав. кафедрой педагогики. В 1970 г. переведен в НИИ пед. наук Министерства просвещения Казахстана.
Худяков Алексей Валерьевич. В 2002 г. окончил факультет культуры и искусства Мурманского государственного педагогического института, специальность: Учитель истории искусства. Преподаватель. Доп. специальность – «Актёрское искусство». В 2002 –2005 гг. — аспирант кафедры педагогики Мурманского государственного педагогического университета. В 2018 г. завершил обучение в магистратуре МАГУ по программе «Психология организационно-управленческой деятельности». Сфера научных интересов: История гуманной педагогики; формирование гуманистических ценностей; ценностные ориентиры молодежи; коммуникативная культура личности, психология общения, саморазвития. Преподаваемые дисциплины: Коммуникативная культура педагога; основы вожатской деятельности. Автор публикаций по проблемам ценностных ориентиров молодежи, формирования у неё гуманистических ценностей.
Цикина Ольга Ивановна (1945—2013). Окончила МГПИ. В МГПУ с 1981 г. В 1982 году защитила диссертацию «Пути и средства управления учением младших школьников». Специалист в области начального образования. Доцент, зав. кафедрой педагогики начального образования (1985−2004). в 1986 году организовала и руководила общественной научной лабораторией «Ребенок и Север», посвященной научно-методическим проблемам адаптации организма ребенка к условиям Кольского Заполярья.
Шоломицкая, Наталья Дмитриевна. В 1992 году окончила МГПИ. В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию «Народная игрушка терских поморов как средство социализации детей среднего дошкольного возраста». Читала дисциплины: «Дошкольная педагогика», «Управление дошкольной организацией», «Новые технологии и образовательные программы в ДОУ» и др.
Штылева Любовь Васильевна (р. 1951). Окончила Костромской пединститут им. Н.А. Некрасова (1975). В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию «Взаимодействие школьной и воинской комсомольских организаций в коммунистическом воспитании старшеклассников». В МГПУ на кафедре педагогики с 1989 г. Сфера научных интересов: гендерный подход в образовании. Выполнила и в 2013 году защитила докторскую диссертацию «Развитие педагогических взглядов на половые различия школьников в отечественном образовании (XYIII - начало XXI вв.)».

Обновлено 06.03.2024