![80 лет МАГУ](img/promo.png)
Примите самые искренние и сердечные поздравления со знаменательной датой — 80-летием университета! Юбилей вуза — время, когда оценивается прошлое, осмысливаются текущие события, намечаются планы на будущее. Мурманский арктический государственный университет вырастил тысячи высококлассных специалистов, внесших весомый вклад в повышение интеллектуального потенциала Мурманской области, в развитие отечественного образования и науки. Наша история позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее. Мы видим, что за 80 лет вуз стал неотъемлемой и необходимой частью культурной и духовной жизни Кольского Севера. Он стал опорным университетом региона не только по статусу, но и по своей сути.
Успехи университета — результат напряжённой работы большой команды замечательных профессионалов. Я сердечно поздравляю всех, чья судьба связана с Мурманским арктическим государственным университетом. Желаю вам счастья, удачи, благополучия и новых свершений. Пусть юбилейный год запомнится нам всем яркими, интересными событиями и высокими достижениями!
Врио ректора Ирина Михайловна Шадрина
доктор педагогических наук, доцент
Почетный работник высшего профессионального образования РФ
МАГУ — самый северный опорный университет в нашей стране и старейшее высшее учебное заведение Российского Заполярья
МАГУ ближе всех к Арктике. Это один из трех российских вузов, расположенных не только в Арктической зоне РФ, но за Северным полярным кругом.
МАГУ — это партнерские отношения и конструктивное сотрудничество с органами власти, местного самоуправления, крупным бизнесом региона.
МАГУ — это 3 института, 2 факультета, 2 филиала в городах Мурманской области, 21 кафедра, колледж, современные лаборатории и высококвалифицированные преподаватели.
МАГУ — это почти половина объема подготовки кадров с высшим образованием в Мурманской области. Это главный поставщик специалистов для системы общего и среднего профессионального образования региона. Более 80 процентов выпускников находят работу в первый год после окончания вуза.
МАГУ — это непрерывное образование от школьной скамьи до «серебряного возраста»: профориентация, подготовка к поступлению в вуз, дополнительное образование, повышение квалификации.
МАГУ — это возможности для творческой самореализации и воплощения бизнес-идей молодёжи.
МАГУ — это научно-исследовательские лаборатории, изучающие физические процессы в околоземной среде, экосистемы Арктики, свойства материалов горной, электротехнической промышленности, технологии добычи и переработки полезных ископаемых, а также другие вопросы, актуальные для жизни и хозяйственной деятельности человека в высоких широтах.
МАГУ — это международная кооперация в сфере науки и образования. География сотрудничества — более 15 стран мира. Наиболее тесные связи налажены с университетами Баренцева Евро-Арктического региона.
МАГУ — это драйвер развития местных сообществ, городской и региональной социокультурной среды, центр волонтерского движения, университет, вовлеченный в жизнь региона и работу по решению его проблем.
МАГУ — это яркая, насыщенная событиями студенческая жизнь, обеспечивающая условия для разностороннего: физического, интеллектуального, творческого, духовного — развития личности.
История университета, первого и старейшего вуза на Кольской земле — целая эпоха в развитии Кольского Заполярья, его системы образования, культуры, науки, управления, масс-медиа. И в юбилейный год мы предлагаем вспомнить основные вехи пути длинной в 80 лет.
Официальный День рождения МАГУ — 13 ноября 1939 года. В стране недавно ввели обязательное семилетнее образование и учителей остро не хватало. Проблема была общей и пути решения ее, в общем-то, оказались похожи — «от южных морей до полярного края» срочно создавали учительские институты. Различия были незначительными. В одних регионах это происходило по предписанию Москвы через преобразования педучилищ, в других, как в Мурманской области — по одобренной в столице инициативе местной власти. Эти спешно и, зачастую, почти на пустом месте созданные под крылом Народного комиссариата просвещения РСФСР учебные заведения, строго говоря, еще даже не являвшиеся вузами, по всей стране стали основой для рождения системы высшего образования в регионах. Так было и на Кольской Земле.
Решение учредить Мурманский учительский институт — отправная точка отсчета истории Мурманского арктического государственного университета. Первый набор — всего 75 человек. Разместился институт в здании на проспекте Сталина, 43 (сейчас Ленина, 57), потеснив в нем педагогический техникум (теперь Мурманский педагогический колледж). Студентов приняли три отделения: физико-математическое, историко-филологическое и естественно-географическое. Но развитие едва встававшего на ноги вуза прервала война. В 1944-м, как только в Заполярье боевые действия завершились, Мурманский государственный учительский институт возобновил подготовку преподавателей для 5-7 классов школ региона. Правда, к работе приступили только два из трёх прежних отделений: из-за нехватки ресурсов естественно-географическое прекратило работу. В первые послевоенные годы у вуза было всего 5 учебных аудиторий. Работали в нем 17 преподавателей. А подготовил Мурманский государственный учительский институт за свою историю около 500 учителей.
В 50-х страна штурмовала следующую высоту — обязательную восьмилетку в школах, и учительские институты становились педагогическими. У вуза (теперь уже действительно вуза, дававшего высшее образование) поменялась не только вывеска. Новый статус требовал более высокого уровня подготовки. Обучение становилось пятилетним. Увеличивалось количество студентов, преподавателей. Росло число факультетов.
Несравнимо больше стали материальные ресурсы. С преобразованием МУИ в МГПИ в корпусе на Ленина, 57 вуз стал единоличным хозяином — педучилищу выделили другое помещение. И сразу в приказе о реорганизации института было указано: «Предусмотреть в плане капитальных работ постройку... учебного здания (речь о нынешнем главном корпусе на Егорова, 15). Предусмотреть строительство... жилого дома для профессорско-преподавательского состава... Направить... в Мурманский педагогический институт научных работников для заведования кафедрами...».
Чуть позже, но тоже в эпоху МГПИ, были построены еще два нынешних корпуса и общежитие в Мурманске. 46 лет вуз назывался Мурманским государственным педагогическим институтом. Под этим именем он стал центром гуманитарного образования, педагогических, исторических, филологических исследований в регионе, кузницей кадров для школ Мурманской области, а также органов власти, учреждений культуры, науки, средств массовой информации.
Интересный факт — по учебнику, над созданием которого работали преподаватели Мурманского педагогического института Борис Вейц и Иван Демидов, многие годы осваивало алгебру большинство старшеклассников СССР.
Вуз всегда шел в ногу со временем, жил жизнью страны и своего региона. Рубеж тысячелетий, как и для всего государства, стал для МАГУ поворотным моментом. С 2002 года название менялось трижды. Сначала институт получил статус университета, затем слово «педагогический» заменили на «гуманитарный». Сегодня северяне уже привыкли к новому имени — Мурманский арктический государственный университет (МАГУ).
Трансформации отражали не только уже сложившуюся ситуацию: выпускники давно находили себя не только в учреждениях образования, но отчасти и изменившийся вектор развития. Менялась структура вуза, открывались новые направления подготовки. Кроме традиционных гуманитарных в общем перечне появились специальности естественнонаучного и технического профиля. С каждым годом «мурманский арктический», не забывая о своих «учительских» истоках, становился ближе к классическим университетам.
В этот период зародились, стали традиционными и приобрели широкую известность проводимые университетом научно-практические конференции «Ушаковские чтения» (история) и «Масловские чтения» (филология). Первые десятилетия нового тысячелетия — время расширения международных связей и перехода на европейскую двухуровневую систему высшего образования. На этом этапе важной задачей развития вуза становится интеграция в систему подготовки кадров для крупных компаний, составляющих основу экономики региона — предприятий Норникеля (Кольская ГМК), ФосАгро (Кировский филиал АО «Апатит»), ЕвроХима (Ковдорский ГОК), СУЭКа (Мурманский морской торговый порт).
С апреля 2017 года МАГУ, выиграв конкурс, получил новый статус — опорный вуз. Чуть раньше в его состав влились Кольский филиал Петрозаводского государственного университета в заполярном наукограде Апатиты и одно из старейших учебных заведений среднего профессионального образования в области — Хибинский технический колледж (ранее — Кировский горный техникум).
Новый статус — новые перспективы. Главная задача опорного вуза, научно-образовательная поддержка развития региона, во многом традиционна для МАГУ. На протяжении всей своей истории университет ориентировался на потребности Заполярья, но преимущественно в одной сфере — образования. Сегодня вуз расширяет спектр направлений подготовки. Недавнее новшество — «Лечебное дело». Впервые в регионе началось обучение врачей общей практики, в которых остро нуждаются медучреждения Кольского полуострова. Университет стремится стать центром инновационной, научной и образовательной деятельности не только для Мурманской области, но и всей Арктической зоны России, площадкой для реализации и развития интеллектуальных способностей талантливой молодежи.
Векторами развития стали воплощение в жизнь идей непрерывности, цифровизации и интернационализации образования. С получением статуса опорного вуза в университете активизируются фундаментальные и прикладные исследования, развивается система управления научной и инновационной деятельностью. Усиливается степень вовлеченности в жизнь региона. МАГУ становится драйвером изменений социокультурной среды, центром добровольчества и общественной жизни.
Родился в 1898 году в Риге. Окончил Череповецкий педтехникум (1932). Преподавал математику в средней школе г. Джизак (до 1932 года), в Череповецком педтехникуме (1932-1936), учитель и завуч в средней школе № 2 города Мурманска (1936-1939). Первый директор Мурманского учительского института (1930-1940). Репрессирован. Умер в 1943 году в ГУЛАГе. Реабилитирован Мурманским областным судом 25 января 1989 года.
Родился в 1905 году. Окончил ЛГПИ им. А.И. Герцена (1937). Директор Мурманского учительского института (1940-1941). Умер в 1969 году.
Родился в 1897 году. Окончил Казанский пединститут (1930). Заведовал начальными школами в Чувашии, директор рабфака, преподаватель Института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, директор средней школы в Москве. Работал в консульстве СССР в Китае. Директор Мурманского учительского института (1944-1945).
Родился в 1908 году. Окончил Воронежский госуниверситет (1931). Преподавал химию и биологию в зоотехникумах в Воронежской области, директор средних школ в Воронеже (1936-1941), директор школы в Туве (1941-1943). Директор Мурманского учительского института (1945-1951). Член Мурманского горкома партии.
Родился в 1897 году. Окончил Ленинградский институт повышения квалификации кадров народного образования (1931). Преподаватель и директор педтехникума в городе Старая Русса (1929-1933), директор Мурманского педтехникума (1933-1940), заместитель заведующего Мурманского облоно (1940-1941). Участник Великой Отечественной войны. Директор Мурманского учительского института (1951-1956). Директор средней школы № 2 (1955-1956), директор областной заочной школы (1956-1967).
Кандидат исторических наук. Родился в 1905 году. Окончил исторический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена (1929). Секретарь Мурманского обкома ВКП(б). В МГПИ с 1952 по 1962 годы. Заведующий кафедрой марксизма-ленинизма (1952-1953), заместитель директора по научной и учебной работе (1954-1955), директор (1955-1956). С деятельностью С.А. Смирнова связано преобразование Мурманского учительского института в педагогический институт, строительство корпуса на ул. Егорова, 15. Сфера научных интересов — историческое краеведение. Автор книги «Мурманская область в годы Великой Отечественной войны» (Мурманск, 1959). Член правления общества «Норвегия—СССР». Награжден орденом Красной Звезды, медалями. В 1962-1967 годах работал заведующим кафедрой марксизма-ленинизма в Мурманском высшем морском училище. Умер в Ленинграде в 1971 году.
Кандидат исторических наук. Родился в 1916 году. Окончил историко-филологический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена (1940). В МГПИ с 1962 по 1977 годы. Сфера научных интересов — история Мурманской области в послевоенный период. Автор ряда научных работ. Член Мурманского городского комитета КПСС, депутат городского и районного Советов депутатов трудящихся. Руководитель группы социологических исследований при Мурманском обкоме КПСС. Председатель Мурманского областного комитета защиты мира. Один из организаторов Дней Северного Калотта в Мурманске (1966). В период ректорства Н.А. Дмитриева было построено общежитие (ныне учебный корпус на улице Коммуны, 9), началась подготовка учителей английского языка. Награжден орденом «Знак Почета», медалью «Борцу за мир». Отличник народного просвещения. С 1977 года жил в Ленинграде. Умер в 1990 году.
Кандидат филологических наук (1964). Доцент, профессор кафедры литературы. Родился в 1936 году. Окончил ЛГПИ им. А.И. Герцена (1963). Директор Ленинградского областного института усовершенствования учителей (1974-1977). В МГПИ с 1977 по 2000 годы. Сфера научных интересов — творчество И.А. Бунина; русская литература ХХ века; литературное краеведение. Автор около 40 научных работ, в т.ч. учебного пособия (в соавторстве) «Храни огонь родного очага» (Мурманск, 1993). В период ректорства Э.К. Лявданского в МГПИ были построены новый учебный корпус (Егорова, 16) и 9-этажное общежитие. Отличник народного просвещения. С 2000 года жил в Санкт-Петербурге. Умер в 2002 году.
Доктор философских наук (1996), профессор (1997). Родился в 1945 году. Окончил Уральский государственный университет (1976). Сфера научных интересов — методология науки, философия экономики. Автор более 60 научные трудов, в т.ч. монографий «Изменения в экономике: опыт исследования теоретико-мировоззренческих ориентаций» (Апатиты: КНЦ РАН, 1993), «Философия экономики» (Апатиты: КНЦ РАН, 1996). Проведенная под руководством Р.И. Трипольского работа позволила в начале 2003 года институт преобразовать в Мурманский государственный педагогический университет.
Доктор философских наук (1998), профессор (2001). Родился 5 сентября 1962 года в Кандалакше. Окончил там среднюю школу № 7. В 1979 году поступил и в 1984 году с отличием окончил Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ) по специальности «История». В 1991 году окончил аспирантуру, а в 1997 году — докторантуру философского факультета Санкт-Петербургского университета. С 1997 по 2006 годы работал в ПетрГУ в должностях доцента, профессора и зав. кафедрой философии. С 2006 по 2009 годы — проректор по научной работе и стратегическому планированию Мурманского государственного педагогического университета. В 2009 году избран и утвержден в должности ректора МГПУ, в 2014 году переизбран и утвержден в должности ректора МГГУ.
Автор более 60 научных и учебно-методических трудов, в том числе — 4 монографий: «Россия и мир: культура — философия — метафизика» (1997), «Философия Чаадаева: Излом очевидного» (2000), «На пути к себе: Метафизические размышления» (2004), «Ключи: Философские размышления» (2011).
Время проведения мероприятий смотрите на сайте МАГУ в разделе «Ближайшие события»